Согласно стратегии компании, они опираются на собственных инженеров и их разработки. Давайте же посмотрим, к чему пришли британские разработчики, на примере интегрального усилителя CXA61.
Экстерьер, немного интерьера и обновления
Внешне усилитель почти не претерпел изменений. Однако на лицевой панели все же можно разглядеть несколько отличий: у новой версии отсутствуют регулировки темброблока, да и самого темброблока больше нет.
Рассматривая тыльную панель, обнаруживаем несколько нововведений. Во-первых, это вход стандарта USB B, которого так не хватало в предыдущей версии. Теперь цифровой сигнал с транспорта (будь то компьютер или стример) можно подавать сразу на усилитель — и он тут же будет обработан встроенным в усилитель ЦАПом.
Сразу отметим, что ЦАП тоже обновили. Вместо Wolfson WM8740, который ограничивал меломанов параметрами 24 бит/192 кГц, теперь на борту — ESS Sabre SE9010K2M. «Сабра» повышает планку, предлагая пользователю уже 32 бит/384 кГц и обработку форматов DSD до DSD 256 включительно. Думаю, такой разрядности уже вполне достаточно, чтобы охватить полностью (или почти полностью) музыкальную библиотеку среднестатистического любителя качественного звука.
Во-вторых, появилось еще одно новшество: это встроенный приемник Bluetooth с поддержкой aptX HD — теперь по «беспроводу» доступна поддержка 24 бит/48 кГц. Младший братец СХА60 мог похвастать дополнительным модулем с поддержкой простого aptX. Но модуля этого в комплекте, к сожалению, не было — он продавался отдельно, хоть и за сравнительно небольшие деньги.
В-третьих, в угоду любителям всяких мультирумов и домашних кинотеатров CXA61 оснащен функцией автоматического старта при поступлении входящей команды от головного устройства. Также он способен сам «разбудить» девайс, для которого усилитель является главенствующим устройством. Для этого на задней панели расположились разъемы Trigger In и Out стандарта 3,5 мм. Ну и фирменные разъемы Control Bus для построения инфраструктуры между устройствами серии CX тоже остались на прежнем месте.
В остальном же, изменений почти нет, либо они незначительные: на борту четыре пары акустических клемм, четыре аналоговых входа RCA, выход с предусилителя стандарта RCA, выход для сабвуфера. Чуть выше расположились два оптических входа и S/PDIF/Coaxial, рядышком разместилось гнездо для подключения антенны приемника Bluetooth. Выход для наушников и вход AUX остались на лицевой панели.
Что же касается аналоговой схемы усилителя, по заявлениям производителя, там тоже мало что изменилось. Но звучание CXA61 все же не осталось в рамках его предшественников — под замену попала значительная часть операционных усилителей и конденсаторов — как в предусилительной, так и в силовой секции интегральника. Параметры мощности усилителя при этом не изменились — все те же 2 х 60 Вт при 8 Ом или 2 х 90 Вт при 4 Ом. Класс работы усилителя остался прежним — АВ.
Прослушивание
В роли транспорта выступил Naim Core, который после недолгих уговоров любезно согласился предоставить цифру для ЦАПа, интегрированного в CXA61. Усилительным звеном, естественно, стал герой нашего обзора.
А вот с акустическими системами была возможность поэкспериментировать: в моем распоряжении оказались полочники Dali Opticon 2 и напольные Wharfedale EVO 4.4. Оптимальное решение, так как акустика в разных форматах и с разным характером хорошо дала понять, что может предложить слушателю CXA61.
Итак, провода Atlas соединили между собой CXA61 и Dali Opticon 2. Неимоверных размеров медиатека в недрах Naim Core чуть не заставила меня вовсе забыть о тесте. Но вскоре знакомый альбом был найден, и я незамедлительно нажал кнопку «Play».
Старина Вольфганг Хаффнер (Wolfgang Haffner). В одном из моих любимых альбомов «Kind Of Spain» есть трек «El Chaos», который не единожды сотрясал мебель в моей комнате для прослушивания. Отличное вступление с нарастающей динамикой ударной установки, серьезное, под стать названию, продолжение — с множеством нюансов, перкуссий, переливов трубы и струнных. Ну и массивный бас, который поддерживает этот хаос. Отличный тест на разборчивость и масштаб происходящего в звуковой картине.
Можно отметить, что CXA61, контролируя Opticon 2, не спасовал: все, что я хотел услышать — было продемонстрировано. Более того, появились новые нюансы, что было довольно неожиданно — я думал, что мой домашний сетап «раскрывает» эту композицию полностью. Басовая партия отыграна плотно и напористо, насколько это позволили Opticon 2. Труба и струнные звучали ясно и очень разборчиво, при этом имея хорошие очертания в пространстве. Касаемо высоких частот — в техническом плане никаких претензий не нашлось. Если же коснуться «вкусовщины» — сугубо на мой слух, этот диапазон звучал несколько капризно.
Теперь предоставим возможность Wharfedale EVO 4.4 внести свои коррективы в происходящее. Естественно, что хоть и небольшие, но все же напольные АС на фоне маленьких полочников звучали куда более выгодно. Наконец-то CXA61 встал с дивана, потянулся и сказал: «Смотри, как я могу».
Действительно, Хаффнер неплохо преуспел в реализме: я даже вздрогнул, когда во вступлении раздался первый удар бочки! Позиция ее сместилась глубже, давая остальным музыкантам простор для действий на переднем плане. В ширину размеры воображаемой сцены также возросли. Присущая EVO 4.4 способность заполнять пространство помещения тем самым осязаемым «воздухом» в этот раз показала себя с не знакомой мне стороны — равномерно, ясно, без потери детальности. А та самая капризность в высокочастотном диапазоне сразу куда-то пропала.
Но ведь не классикой единой, иногда же хочется и зажечь! Выбор пал на коллектив Marian Hill. Они и вправду зажигательны, но не совсем в привычном смысле. Композиция «Same Thing» порой звучит так волнительно, что хочется только увеличивать громкость. Такая релакс-зажигалка.
Дабы CXA61 не ленился, в дело снова пошли Wharfedale. В этой композиции весьма плотный, объемный и глубокий синтетический бас, хорошо оттеняемый вокалом. Интегральник от Cambridge не сплоховал и в этот раз: отличный контроль низкочастотного диапазона показал масштабную, насыщенную картину с хорошей позицией вокала и разлетом стереофонических эффектов, которые стремились «обнять» слушателя. Высокие частоты, несмотря на довольно спокойную их подачу, остались хорошо читаемыми и не затерялись на фоне масштабного баса.
Отдельно хотел отметить момент в начале и в конце трека, где на фоне играет рояль: понравились его затухания где-то в самой глубине воображаемой сцены. Это еще раз подтвердило мои нарастающие опасения: в построении сцены CXA61 лучше, чем усилитель из моей системы.
После прослушивания этого же трека с Dali Opticon 2 мое мнение не изменилось. Выводы остались такими же положительными, но с учетом разного формата акустики. На самом деле, композиций было прослушано большое количество — и почти каждый раз я находил новую изюминку.
Почти под конец теста, когда под вокал Нетребко мнение о CXA61 было сформировано, я вспомнил, что в моем распоряжении есть еще и Bluetooth. Найдя на пульте ДУ усилителя нужную кнопку, я успешно его активировал — и усилитель по стандартной процедуре был соединен с моим смартфоном. Всплывающая надпись на дисплее смартфона «Qualcomm aptX HD» подтвердила заявления производителя об используемом кодеке.
Чтобы сравнение проходило максимально объективно, в медиатеке Tidal были найдены треки, аналогичные тем, что хранит в себе Naim.
Качество проигрывания контента через Bluetooth, как я и предполагал, уступило проводному подключению, но все же осталось на неплохом уровне. Откровенно «синий зуб» сдавал позиции лишь в наиболее сложных моментах некоторых композиций, где насыщенное мультиинструментальное звучание совпадало с дерзкими перкуссиями. Ну и нечего таить — воображаемая сцена также упрощается, равно как и откровенный вокал теряет в различимых обертонах.
Но все же я считаю наличие модуля Bluetooth у CXA61 хорошим бонусом. В своей системе я использую отдельное устройство, которое принимает сигнал через Bluetooth от телефона и транслирует его посредством кабеля к усилителю. Сценарий прост — исследовать просторы Tidal в поисках новых кандидатов для медиатеки гораздо комфортнее, когда это можно делать со смартфона, сидя/лежа на любимом диване.
Для вдумчивого или же аналитического прослушивания, конечно же, лучше использовать только проводные подключения. По крайней мере, на данном этапе развития беспроводных технологий.
Выводы
Тестирование новой техники всегда приносит удовольствие. Тестирование высококлассной техники — вдвойне, но зато вызывает некоторые затруднения в плане объективности передачи своих впечатлений. Ведь часто бывает так, что откровенных недостатков найти не удается — как ни старайся. Листаешь треки один за другим, сравниваешь, выслушиваешь нюансы, меняешь акустику…
Встреча с Cambridge Audio CXA61 — одна из таких. Усилитель хорошо показал себя как в паре с напольными Wharfedale EVO 4.4, так и с полочниками Dali Opticon 2. В обоих случаях основой музыки был нейтралитет, образцовая детальность и хороший контроль излучателей со стороны CXA61. И этот аппарат заслуженно получает +1 в свою копилку.
Достоинства: открытое, динамичное, детальное звучание; построение виртуальной сцены; качество сборки; широкий функционал.
Недостатки: сюда можно отнести только достаточно высокую стоимость по сравнению с предшественником.
Товары бренда Cambridge Audio в нашем каталоге
#InSound #hifiaudio #soundsystem #audioporn #stereosound #highend #homeav #hifiporn #stereophile #stereo #instahifi #highfidelity #hifisystem #audiophiles #homeaudio #hifishare #originalsound #hifi #music #musiclovers #hifisound #audiosystem #audio #highendaudio #cambridgeaudio